На площадке Точки кипения Политех с 13 по 15 ноября прошел второй модуль Школы ключевых исследователей СПбПУ. Вместе с экспертами – научными лидерами, представителями органов власти, технологического бизнеса и крупных предприятий, молодые ученые разбирали эффективные форматы коллаборации между научными группами, с индустриальными партнерами и венчуром, а также поупражнялись в быстром проектировании по agile и представили свои проектные идеи.
Ключевые исследователи (PI – от англ. Principal Investigator) занимают в системе науки и высшего образования должности, предусматривающие руководство проектами и программами. Отвечают за содержание и стратегию исследования, формирование команды, организацию финансирования; участвуют в создании малых инновационных предприятий, сотрудничестве с промышленными компаниями, трансфере технологий.
Школа ключевых исследователей СПбПУ (Школа PI) – экспериментальный проект университета и СПбПУ совместно с Фондом «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”» запускает образовательную программу по развитию профессиональных навыков и карьерных возможностей для молодых ученых.
Школа PI идет в несколько этапов. Первый модуль Школы был посвящен основам научной деятельности, второй – установлению кооперации, и на третьем участники будут стараться довести свои проекты до реализации. Между этапами примерно месяц, в течение которого участники выполняют домашние задания. Помимо этого, у них есть возможность пройти тренинги, послушать лекции, получить экспертную оценку своих навыков и компетенций, а также сформировать научно-технологические команды.
Cамыми важными моментами второго модуля Школы PI стали презентации проектных идей и работа в проектных группах по итогам пленарного заседания и замечаний экспертов. 13 групп представили свои проекты. Среди участников был и представитель Лаборатории новых волоконно-оптических датчиков - доцент Высшей школы прикладной физики и космических технологий Николай УШАКОВ рассказал, что участие в Школе дало ему массу полезного как для проекта, с которым он участвует в Школе, так и для последующей работы в Политехе: знакомства с новыми людьми, интересные лекции и лучшее понимание того, чем занимаются его коллеги. «Одной из моих задач было познакомиться с максимальным количеством людей, – признается молодой ученый. – Я считаю, что это удалось на 100%. Мой проект заключается в применении передовых волоконно-оптических измерительных технологий для медицинской диагностики, например определения уровня глюкозы в крови, и датчиков со сверхвысоким пространственным разрешением для систем микрофлюидики». Николай рад, что двое участников с дефицитными в исходной команде компетенциями в области биологии присоединились к его проекту в ходе Школы, что значительно повысило его реализуемость.
По мнению экспертов, роль ключевых исследователей (PI) в ближайшей перспективе будет только возрастать. Время, отводимое на стадию НИР, уменьшается, а исследования обязательно должны заканчиваться полезным результатом. Уже через месяц, во время заключительного этапа Школы, командам нужно будет представить проекты в окончательном варианте. «К окончанию третьего модуля Школы в декабре мы планируем реализовать макет неинвазивного измерителя уровня глюкозы в крови, – продолжает Николай УШАКОВ. – Участие в Школе позволило систематизировать имевшиеся и получить новые знания в области управления научными проектами, помогло лучше спланировать ход работы над моим проектом».