Erasmus+ и Мадридский политехнический университет

Вылегжанин Евгений, студент магистратуры высшей школы прикладной физики и космических технологий по направлению “инфокоммуникационные технологии и системы связи”, о поездке в Испанию по программе Erasmus +.

Осенью 2021 года я принял участие в программе Erasmus+ и поехал учиться в Мадридский политехнический университет – один из ведущих технических вузов Испании и стратегический партнер СПбПУ. Про участие в конкурсе Erasmus+ и о моих рекомендациях можно почитать в статье по ссылке.

Университет.

В университете есть несколько институтов, корпуса которых расположены в разных частях города. Я выбрал свой профильный институт – Высшая техническая школа телекоммуникационной инженерии. Это старейший институт телекоммуникаций в Испании. На территории есть 3 учебных корпуса, библиотека, столовая, актовый зал и огромные открытые пространства для учебы как на улице, так и в корпусах.

Обучение.

Каждому иностранному студенту назначают ментора из числа волонтеров (аналог TutorForces в СПбПУ) для помощи с адаптацией. Ментор мог помочь решить практически любой вопрос, связанный с учебой и проживанием в городе. Например, мой ментор (Карлос) был студентом бакалавриата того же института и помог мне разобраться с расписанием и местом проведения всех лекций, системой оценивания и дал множество советов по учебе. Также еще до приезда в Мадрид я интересовался у него в каком районе города лучше жить, какой оператор связи использовать, в какие места в городе сходить и что посмотреть в первую очередь.

Учеба студентов магистратуры проходит во второй половине дня. Мои занятия начинались в 15–00 и заканчивались в 19–00 каждый будний день. Это сделано для того, чтобы студенты могли совмещать учебу и работу. Преподаватели лояльно относятся к работающим студентам и иногда подстраивают учебный процесс под них. Некоторые преподаватели включают в учебный план семинары с представителями различных профильных компаний. На них устраиваются практические занятия с представлением основной деятельности компании (типовых задач) и в конце предлагается пройти собеседование в компанию.

Студенты университета могут выбирать предметы для изучения в текущем семестре, но часто есть ряд обязательных предметов и выбора практически не остается. Иностранным студентам в этом плане проще, т. к. мы могли выбирать дисциплины с первого и второго курса магистратуры разных направлений. Я выбрал 5 дисциплин: «Обработка сигналов для систем связи и методы оптимизации», «Управление телекоммуникационными проектами», «Спутниковые системы связи», «Машинное обучение: практика» и «Компьютерное зрение и глубокое обучение». Некоторые дисциплины позволили перезачесть ряд предметов в СПбПУ по возвращению в Россию, остальные дисциплины я сдавал онлайн во время основной сессии. Учебный план обговаривается индивидуально с каждым преподавателем и подбирается удобный вариант. Никаких проблем с этим у меня не возникло.

Учебный процесс в Мадридском политехническом университете несколько отличается от привычного в СПбПУ. По многим дисциплинам есть групповые проекты с обязательными выступлениями и презентацией результатов работы и ответами на вопросы. Способ разделения на команды зависит от преподавателя. Кто-то советует найти себе команду самостоятельно, другие могут разделить на команды случайным образом, имитируя работу в реальных проектах в компаниях.

У каждой дисциплины есть несколько преподавателей (от 2 до 5), один из которых является координатором дисциплины. Весь учебный материал на семестр разбивается на несколько частей и каждый преподаватель ответственен за свою часть.

В основном все студенты выбирают систему постоянного оценивания (continuous assessment) для получения оценки за курс. Оценка состоит из результатов нескольких оценивающих этапов на протяжении всего семестра. Каждый этап имеет свой вес. Это могут быть домашние задания, лабораторные работы, проекты, тесты по лекционной части и экзамен. Например, по дисциплине «Спутниковые системы связи» у меня было индивидуальное задание (10% от финальной оценки), лабораторная работа (10%), групповой проект (50%) и экзамен (30%). Для тех, кто отказался от постоянного оценивания, проводится полноценный экзамен в конце семестра, который также может состоять из нескольких частей, например, теоретическая и практическая части.

Финальная оценка выставляется по 10-бальной шкале: от 0 до 4.9 -неудовлетворительно, от 5 до 6.9 – удовлетворительно, от 7 до 8.9 – хорошо, от 9 до 10 – отлично.

Все экзамены и тесты – письменные, в отличии от нашего университета, где многие экзамены проходят в формате устных собеседований со студентами. 

В университете работает библиотека с огромным количеством мест для занятий. Многие студенты предпочитают собираться для выполнения групповых проектов и учиться именно там. В библиотеке много студентов даже по выходным дням.

Стипендия.

На протяжении всего обучения в зарубежном вузе выплачивается стипендия. Также покрываются транспортные расходы. Подробнее о стипендии можно узнать на сайте университета. Стипендию выплачивает и определяет схему выплаты принимающий университет. Чаще всего выплаты начинаются после оформления всех документов. В моем случае стипендию начали выплачивать в первый месяц обучения. Для поездки лучше подготовить некоторую сумму из своих сбережений для оплаты билетов на самолет, съем жилья (+ залог, выплачивается в размере одного или двух месяцев, но можно найти варианты и без залога), еда, мобильная связь и остальные расходы. Мне понадобилось около 1500 евро на первое время, т. к. я приехал почти за две недели до начала учебы.

Проживание.

Найти квартиру было непросто. Мадридский политех предоставил список ресурсов для поиска жилья, и я начал поиск еще в России. Нашел один вариант, но по приезде в Мадрид пришлось искать новое жилье. Два дня я пожил в гостинице и нашел комнату в 5-комнатной квартире в 20 минутах от центра Мадрида.

Все соседи - испаноговорящие и только два человека говорили на английском языке. В квартире тихо и спокойно, так как все соседи работают, а я был единственным студентом. Очень повезло с владельцем квартиры. Он прекрасно говорил на английском языке, помогал с любыми возникающими сложностями. На фото – здание квартиры, где я снимал комнату.

Общежитий университет не предоставляет. Есть только частные, но они значительно дороже съемной комнаты и даже съемной студии.

Коронавирус.

Единственным беспокойством было то, что из-за ковида могут отменить поездку, но, в итоге, пандемия практически не повлияла на мое обучение. Я спокойно улетел в Испанию.

Все занятия проходили очно в университете. Только однажды одну из дисциплин на две недели перенесли в формат онлайн по причине ковида у преподавателя. Действовали классические меры предосторожности: масочный режим, расстояние между студентами около 1.5 метров, антисептики в корпусах.

Социальная жизнь.

Самая интересная часть поездки – это знакомства с местными и иностранными студентами. Я познакомился с огромным количеством студентов из разных стран. В большинстве своем – из Италии, Испании, Франции и Германии, но были и студенты и из России, Казахстана, Финляндии, США и так далее. Одногруппники из Испании всегда были готовы помочь с любыми трудностями и с легко заводили знакомства с иностранными студентами.  

У студентов Erasmus есть различные сообщества. В Мадриде основным является Erasmus Student Network (ESN). Некоммерческая организация еженедельно устраивает множество мероприятий, путешествия в соседние города и страны и дает скидки на использование сторонних сервисов (Ryanair, Alsa, туристические сервисы). В самом начале обучения ESN проводили пикники в парке для знакомства студентов, позже начались спортивные соревнования, уроки бачаты и сальсы, совместные походы в караоке, рестораны, музеи и так далее.

Путешествия.

За время учебы я успел посетить несколько городов Испании, но так и не смог съездить в соседние страны (Португалия, Франция, Италия) из-за ковидных ограничений и отсутствия европейского сертификата о вакцинации.

В сентябре я посетил Валенсию, искупался в Средиземном море, попробовал валенсианскую паэлью и посмотрел достопримечательности города.

В октябре съездил в соседние с Мадридом города, а в начале декабря устроил путешествие с друзьями на север Испании в страну Басков (Бильбао, Сан-Себастьян, остров Гастелугаче, Зумайа и Бакио).

В конце поездки также побывал в Будапеште (Венгрия).

Испанский язык.

Я начал изучать испанский язык примерно за 2 месяца до поездки и уровень владения языком был очень слабым. Взрослое население в Мадриде практически не разговаривает на английском языке, поэтому приходилось использовать переводчик или помощь испаноговорящих друзей. Большинство студентов прекрасно владели английским языком и проблем с коммуникацией не было никаких. К окончанию поездки я уже разговаривал намного лучше и мог поддержать разговор с соседями на общие темы.

Общее впечатление.

Я очень благодарен Санкт-Петербургскому политехническому университету и Мадридскому политехническому университету за предоставленную возможность. Это был незабываемый опыт. Я познакомился с огромным количеством людей, узнал много нового о культуре других стран, подтянул знания по своей специальности и получил незабываемые эмоции. Плохих впечатлений практически не осталось. Было достаточно сложно учиться, но положительных эмоций намного больше.